Почему день рождения иногда грустный праздник
Есть такое психологическое упражнение, которое иногда включают в тренинги личностного роста. Ведущие тренинга приносят разные предметы из дома, не представляющие особой ценности.
Их должно быть много. Например: зеркальце, батарейка, сумочка, колода карт, карандаши, краски, блокнот, свечка, перочинный нож и т.п. Участникам тренинга предлагается добавить свои предметы по желанию из того, что они найдут в сумочках или карманах. Потом участники подходят и выбирают каждый по 3-4 предмета, которые нравятся. И после этого начинается упражнение. Оно называется «Подарки». Участники, под музыкальное сопровождение, молча, ходят по комнате и «дарят друг другу подарки», то есть раздают эти предметы. Затем через несколько минут ведущий выключает музыку и говорит, что на этом упражнение заканчивается, все должны сесть на места, вместе с набором своих подарков. И теперь каждому дается слово – поделиться своими впечатлениями от упражнения и рассказать:
- в чем, по-вашему, заключается смысл данного упражнения
- что понравилось, а что нет,
- что было приятнее: дарить или получать
- что было сделать просто, а что сложно
- много ли у тебя подарков, получил ли ты то, что хотел
- был ли какой-то подарок, который не был тебе нужен, но его постоянно тебе дарили
- вернулись к тебе те предметы, которые ты сам выбрал изначально, или у тебя «новый набор» подарков
- когда тебе дарили то, что ты хотел, как ты действовал: сразу оставлял предмет себе или передаривал другому, не боясь его потерять
- что тебе больше нравится: то, что ты выбрал сам или то, что подарили тебе
- помнишь ли ты, кто тебе подарил то, что ты хотел
- есть ли у тебя вопросы к дарителю того или иного предмета, задай их
- делал ли ты что-то для того, чтобы получить желаемое
- чем ты руководствовался, когда дарил кому-то тот или иной предмет
- как тебе кажется, есть в группе люди, которым ты «угодил» с подарком
- что ты понял про себя в этом упражнении
- что ты понял про других
На эти вопросы предлагает ответить ведущий, не обязательно — вслух. Кроме того, вопросы могут быть и у участников. Вроде бы все просто: простое задание, простые вопросы. Если «выключить» ироничное отношение к тренингу, как к действию, граничащему с мракобесием или шизофренией, то есть повод задуматься «о вечном»: как мы относимся к получению или дарению подарков, и почему мы относимся именно так, а не иначе.
Кому -то в упражнении понравилось и дарить и принимать подарки, он получил их много и как раз то, что хотел. При этом он не прилагал усилий к тому, чтобы получить понравившуюся вещь. Другой очень хотел получить что-то определенное и дарил презент тем, у кого была эта вещь, в надежде получить именно ее взамен. Третий легко принимал, но испытывал сложности с дарением.
Одна женщина сказала, что упражнение ей не понравилось. Она не могла определиться, кому и что дарить. Просто, когда дарили что-то ей — она отдавала презент взамен. И вообще, у нее возникло ощущение, что люди не дарят ничего от души, они избавляются от ненужных вещей. Тогда ведущий обращается к группе с вопросом: Права ли эта женщина (назовем ее Галина)? Кто-то может подтвердить ее слова, есть в группе люди, которые избавлялись от ненужных вещей, а не дарили их? Никто не подтвердил, что стремился избавиться от ненужного. Но многие заметили, что было трудно подарить что-либо Галине. Сама Галина сказала, что хотела краски, но ей их никто так и не подарил. Тот человек, у которого в руках были краски, сказал, что с удовольствием подарит их сейчас Галине. Галина расчувствовалась и рассказала о своем детстве. Она вспомнила, что ей вообще никогда родители не дарили подарки, и дни рождения тоже не отмечали. Ей запомнился случай, когда зимой она хотела теплые варежки, потому что в старых — было холодно. И она попросила родителей подарить ей варежки. Это единственный подарок из ее детства. Ее ранило, что никто не замечал, что ей нужны варежки, и пришлось об этом просить, напоминать.
В такие моменты сама приходит на ум, ставшая уже расхожей фраза: «все мы родом из детства». Обида на близких людей одна (но не единственная) из возможных причин подобного отношения к подаркам вообще, и к своему дню рождения, в частности. Если ситуация тем или иным образом повторяется, то как снежный ком, копятся разочарования и неприятные эмоции. Человек перестает испытывать радость от подарков и нехотя делает их сам.
Взрослые часто пессимистично относятся к своему дню рождения — это определенная черта, после которой принято подводить итоги. А эти итоги не всегда радуют человека. Растущее число прожитых лет также не добавляет оптимизма. В один прекрасный момент такой человек может «превратиться» в ослика Иа из мультфильма про Винни Пуха. Другое дело, дети. Они ждут своего дня рождения целый год, считают дни, мечтают о подарках. Подготовить праздничный подарок для ребенка – возможность не только сделать его счастливее, но и зарядиться позитивом от «праздника детства», который еще не превратился в «грустный праздник».