Речь ребенка
Большинство детей начинают произносить осмысленные звуки чуть раньше или чуть позже года. Но некоторые совершенно нормальные дети ждут еще несколько месяцев.
Определяется это в большей степени темпераментом и особенностями индивидуального развития. Дружелюбный, раскованный ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный и наблюдательный малыш хочет подольше созерцать мир, прежде чем высказаться.
Важна также атмосфера, в которой находится ребенок, то, как с ним обращаются. Если мать почти все время молчит, занимаясь с ребенком, то он испытывает недостаток общения и замыкается в себе. Другая крайность – это когда взрослые в семье постоянно теребят ребенка, болтают с ним, командуют; в такой обстановке он может испытывать неудобство и теряться при людях. Ведь он еще не в том возрасте, когда можно наговорить резкостей или уйти. Людям независимо от возраста хочется поговорить, когда вокруг друзья. Маленький ребенок отличается от взрослых тем, что его желание говорить должно быть больше: ведь ему еще надо овладеть речью.
Иногда возникает подозрение, что ребенок медленно узнает новые слова, потому что мать говорит с ним длинными фразами, и он не успевает вычленять отдельные слова и запоминать их. Так бывает нечасто.
Некоторые дети с замедленным умственным развитием не торопятся заговорить, однако многие из них начинают говорить в нормальные сроки. Ребенок с сильным отставанием в развитии, не умеющий сидеть до двух лет, не заговорит вовремя. Большинство детей, начинающих говорить только к трем годам, обладают нормальным интеллектом, а некоторые даже оказываются редкими умницами.
Если ваш ребенок медленно овладевает речью, главное не пугайтесь, не спешите с выводом, что ребенок глупый. Демонстрируйте ребенку свое дружелюбие и постарайтесь не слишком им командовать. Если можно, позволяйте ему больше времени проводить среди других детей – с ними ему проще. Разговаривая с ним, употребляйте простые слова, будьте дружелюбны.
Все дети сначала неправильно произносят слова, но постепенно совершенствуются. Некоторые подолгу не могут справиться с отдельными звуками. Некоторые погрешности в произношении вызваны неуклюжестью языка или других частей речевого аппарата. Иногда неправильное произношение вызвано эмоциональными причинами. Ребенок долго коверкает какое-то слово, хотя давно научился правильно произносить тот же звук в других словах. Такие мелкие неправильности не должны беспокоить, если отсутствуют другие признаки неправильного развития. Время от времени ребенка можно дружески поправлять.
Как быть, когда ребенок трех-пяти лет говорит так плохо, что его не понимают и высмеивают другие дети? Во-первых, надо показать его отоларингологу, а возможно, и логопеду, умеющему обращаться с малышами. Ребенку надо обеспечить регулярный контакт с другими детьми, желательно его возраста.