Нарушение речи у детей
Дети начинают говорить в равном возрасте и обучаются речи с разной скоростью. Как правило, ребенок начинает лепетать в 6 месяцев.
К 9 месяцам этот невнятный лепет сменяется звуками вроде «да-да», «ма-ма», которые все еще не несут смысловой нагрузки. Отдельные слова, имеющие определенный смысл, ребенок начинает произносить в год (мама, соска и т.д.). В этом возрасте он уже понимает и выполняет простые команды (например, «отдай игрушку мамочке»).
К двум годам большинство детей начинают строить простые предложения из двух, трех и более слов, а к трем с половиной годам свободно разговаривают, используя длинные осмысленные и грамматически правильно построенные предложения.
Причины нарушения речи у детей
Медленное обучение речи может быть обусловлено несколькими причинами. Самой распространенной и наиболее важной из них является нарушение слуха. Чтобы научиться правильно говорить, детям необходимо слышать полную гамму звуков человеческой речи. Нарушения слуха встречаются довольно часто.
Самой распространенной причиной этого является жидкость в среднем ухе. Слух при этом притупляется лишь частично, и ребенок плохо воспринимает некоторые согласные звуки, например, «с» и «к». Это сильно отражается на его речи.
Чтобы дети правильно научились говорить, необходимо уделять постоянное внимание их речи, стимулировать ее, регулярно беседуя с ребенком. Менее эмоциональные дети обучаются речи гораздо медленнее тех, с которыми постоянно разговаривают родители.
Достаточно редкой причиной задержки развития речи является умственная отсталость и аутизм (погруженность в мир личных переживаний).
В качестве общего правила рекомендуем обратиться к врачу, если по развитию речи ваш ребенок отстает от других детей. Однако скорее всего дело заключается в индивидуальных особенностях ребенка, и врач скажет вам, что все нормально.
Иногда дети хотят что-то сказать, но не могут подобрать необходимое слово. Такое случается очень часто и по сути является нор¬мой до 3-летнего возраста. При этом окружающие могут утверждать, что не могут разобрать речи ребенка, хотя вы сами понимаете его практически всегда.
Если слух вашего ребенка не нарушен, очень скоро его речь станет вполне понятной не только вам, но и окружающим. Как правило, огромную пользу приносит общение со сверстниками в детском саду или яслях, ведь разговаривая с другими детьми, ребенок учится говорить так, чтобы его понимали.
Речь ребенка станет понятной довольно скоро, но следует обратиться к врачу в следующих случаях:
- ребенку больше 3 лет, и вы не можете понять, что он говорит;
- ребенку больше 4 лет, а его речь непонятна окружающим;
- вы подозреваете нарушение слуха.
Патологические изменения, вызывающие неразборчивую речь, встречаются достаточно редко. В этом случае необходимо обратиться к врачу.
Короткая уздечка языка (тонкая складка слизистой, соединяющая тело языка со слизистой дна полости рта) в прошлом считалось весьма распространенной причиной нарушений речи. Сейчас большинство врачей не согласны с этим. При необходимости производится подрезание уздечки.
Трудности, связанные с произношением отдельных звуков, могут испытывать дети с расщелиной неба («волчья пасть»), заложенным носом или корковым параличом (повреждение мозга из-за родовой травмы).
Заикание у детей
Заикание также настолько распространено, что может считаться стадией нормального развития речи.Причина состоит в том, что дети узнают новые слова быстрее, чем смогут их произносить.
Заикания – это обычное явление между двумя и тремя годами. Очень часто это семейная особенность. У мальчиков оно встречается чаще. Иногда толчком к заиканию становится попытка переделать левшу в правшу. Участок мозга, отвечающий за речь, тесно связан с участком за главную руку. Если заставлять ребенка пользоваться не той рукой, которой он хочет, то это часто сказывается на нервном механизме, управляющем речью.
Причины заикания у детей
Заикание тесно связано с эмоциональным состоянием ребенка. Чаще заикаются дети, для которых обычно напряженное состояние. Некоторые заикаются, только когда возбуждены. Дети, с которыми много разговаривают, втягивая в диалог, особенно подвержены заиканию. Заикание может начаться и тогда, и когда отец решит ужесточить дисциплину.
Сначала ребенок несколько раз повторяет первый звук слова, а затем произносит его в той или иной грамматической форме. Иногда заикание прогрессирует. Ребенок замолкает всякий раз, когда встречает тяжелое для произношения слово, и избегает слов, которые трудно произнести. Такая интуиция встречается в среднем у одного из двадцати пяти детей. Это чревато различными неприятностями. Ребенку в школе могут дразнить другие дети.
Почему заикание так распространено между двумя и тремя годами? Есть два объяснения. В этом возрасте ребенок особенно много работает над своей речью. Раньше он говорил фразами, не требовавшими обдумывания. Но после двух лет он уже пытается составлять длинные предложения, выражает новые мысли, начинает фразу по три-четыре раза, но потом останавливается, не сумев подобрать нужные слова. Мать, занятая своими делами, не обращает внимания на непрерывную болтовню ребенка, а просто кивает головой. Ребенок, видя это, очень расстраивается. Родители очень огорчаются, если они сами или кто-то из родни, заикаются всю жизнь. Но для сильной тревоги нет оснований.
Девять из десяти детей, начинающих заикаться между двумя-тремя годами, через несколько месяцев перестают это делать, если им немного помочь. Хроническим, заиканием становится только в исключительных случаях. В два с половиной года не нужно исправлять детскую речь. Лучше разобраться в причинах. Если вы слишком много с ребенком разговариваете или заставляете слишком много говорить его самого, то перестаньте это делать. Лучше поиграйте с ним, не увлекаясь болтовней. Находясь рядом с ребенком, расслабляйтесь, позволяйте ему проявлять инициативу. Когда он к вам обращается – реагируйте.
Лечение заикания
Обычно заикание продолжается несколько месяцев, то нарастая, то ослабевая. Если вам не понятна причина заикания, обратитесь к детскому психиатру.
Дети постепенно избавляются от заикания самостоятельно, поэтому нет необходимости в специальном лечении, за исключением случаев, когда ребенку больше шести лет, и у него из-за заикания возникли определенные трудности в школе.
Лечение, как правило, заключается в том, что проводят цикл разговорной терапии. В остальных случаях необходимости во врачебном вмешательстве нет. Не стоит обращать внимание ребенка на его заикание или заставлять произносить трудные слова. Это лишь усугубит положение.