Если школьнику необходим репетитор
Сейчас многие родители нанимают репетиторов для своих детей. Это практически уже стало традицией современного образования.
Возможно, не самой лучшей традицией. Репетиторов нанимают не только перед поступлением в высшее учебное заведение. Но даже для поступления в школу, если речь идет о гимназии. Если у ребенка тройки или даже двойки за четверть в средней школе, то считается, что тут уж точно без репетитора не обойтись. У родителей не всегда есть время для занятий с детьми. Или знаний по предмету не достаточно. К тому же, родителям сложно заниматься со своим ребенком, не теряя самообладания. Учителя в таких случаях также ратуют за занятия с репетитором. Оставаться на дополнительные уроки для занятий с отстающими, в современной школе не принято.
Если ребенок в начальной школе был «хорошистом», а в среднем звене учится на тройки вперемешку с двойками, то разобраться с ситуацией лучше сейчас. Не стоит тянуть до самых выпускных классов. К тому же, в среднем звене – это стоит гораздо дешевле. И есть вероятность, что в старших классах репетиторы вашему ребенку не понадобятся.
С чего начать выбор репетитора
Для начала, определитесь: где будет заниматься ваш ребенок, на какой территории. Если у ребенка есть своя комната, и вы категорически не против постороннего человека в вашем доме, то занятия у вас дома предпочтительнее. Во-первых, вы сможете, при желании, присутствовать. А значит контролировать и содержание занятий, и их продолжительность. Можно организовать занятия таким образом, что весь процесс первое время будет проходить на ваших глазах. И вы непосредственно после занятия сможете задать репетитору все вопросы, которые у вас возникнут. К тому же, со стороны вы увидите, как ваш ребенок поладил с новым преподавателем. И самый большой плюс от всего этого – вам не придется тратить время на дорогу.
Затем следует сформулировать цель, с которой вы наняли преподавателя. Цель должна быть конкретной. Например: твердая тройка по предмету в текущей четверти и четверка — в следующей (это если у вас была двойка). Озвучьте эту цель репетитору. И после первых трех занятий, обсудите еще раз, насколько реальна поставленная цель. Хороший специалист не будет обещать вам «золотые горы», не пообщавшись с ребенком. Если педагог с поставленной перед ним задачей, согласился, то следите за ее выполнением. Если репетитор не справился, придется его заменить. Не стоит принимать оправдания типа: «если бы я был на месте учителя, то у вашего ребенка была бы пятерка. Он все отлично знает». Должен быть результат.
Поиск репетитора для ребенка
Здесь можно спросить совета у учителя в школе. Обратиться за рекомендациями к своим знакомым. Либо искать педагога в интернете или в агентстве по подбору репетиторов. Репетитором может быть:
- студент;
- учитель, подрабатывающий репетиторством;
- бывший школьный учитель, который занимается только репетиторством;
- школьный учитель на пенсии;
- действующий или бывший преподаватель ВУЗа.
Выбор за вами. Хороший педагог, независимо от возраста, найдет подход к любому ученику. Общение со студентом может быть привлекательнее для ребенка. Главное, чтобы не ребенок, а репетитор ставил задачи и добивался их выполнения. Опытный педагог имеет свои преимущества, но иногда такому специалисту не хватает гибкости. Он может быть слишком зациклен на том, что он прекрасно знает «как надо и как не надо объяснять данную тему». Репетитор с ученой степенью будет стоить вам дороже, но высокая цена и наличие опыта преподавания в ВУЗе, также не всегда являются гарантией, что это именно тот человек, который вам нужен. Учителя на пенсии часто занимаются репетиторством с энтузиазмом, внимательно изучают все новинки и могут хорошо ладить с подростками. Главное, чтобы контакт между ребенком и репетитором получился, и они стали понимать друг друга с полуслова. Занятия должны приносить удовольствие и вселять уверенность в своих силах. Ищите того кандидата, который устроит и ребенка и вас.
Критерии отбора репетитора для детей
Репетитор не должен:
- «строить» ребенка, и тем более, родителей. Этого ребенку хватает в школе;
- «грузить» ребенка рассказами и случаями из своей жизни;
- разрешать ребенку самому решать, что делать на занятии и во сколько его заканчивать;
- злоупотреблять переносом или отменой занятий;
- быть занудным;
- давать сверх обещания;
- отказываться отвечать на вопросы ребенка;
- избегать контакта с родителями.
Если что-то из выше перечисленного вы заметили сразу или позже, от услуг такого педагога лучше отказаться.
Самая главная задача репетитора – мотивировать ученика. У вашего ребенка должен проснуться интерес к учебе и появиться уверенность в том, что у него все получится. Репетитор, в данном случае, еще и психолог, который вместе с учеником «ищет его дорогу» к успешному обучению. Не ждите, что ваш ребенок сразу станет отличником – чудес не бывает. Но обращайте внимание, не только на оценки, но и на то, изменилось или нет отношение к учебе.
Еще одна из важнейших задач – это систематизация знаний. Не может быть, что ваш ребенок приступил к занятиям «с пустой головой». Но те знания, которые в этой голове уже есть, необходимо активизировать и «заставить работать».
Такой путь, как натаскивание тоже необходим. Пусть вас не пугает это слово. Это старый и надежный способ обучения. Главное, чтобы все обучение не шло только этим путем.
Помимо выполнения домашних заданий, хороший репетитор использует еще и мини-тренинги, когда он вместе с ребенком пишет диктанты, тесты, выполняет контрольные работы.
Многие репетиторы пользуются еще таким приемом – первым делом они начинают изучать новый материал, который ребенку еще только предстоит проходить по школьной программе в ближайшем будущем. Тем самым, помогая ребенку усвоить новую тему и сразу же начать чувствовать себя увереннее. Но смотрите, чтобы репетитор не злоупотреблял этим приемом. Идти на шаг впереди класса привлекательно для ребенка, но в данном случае – это не его личная заслуга.
При всей успешности тандема репетитора со школьником, нужно понимать, что вечно это продолжаться не может. Нужно вовремя остановиться, и отправить ученика в самостоятельную учебную жизнь.