Развитие ребенка

развитие, ребенок

Наблюдать за развитием ребенка — это очень увлекательное занятие. Поначалу мы думаем, что это простое увеличение ребенка в размерах.

Оказывается на самом деле все гораздо сложнее.

Первые четыре года жизни составляют приблизительно одну четвертую часть детства. Однако за эти несколько лет дети проходят, по меньшей мере, половину пути своего общего развития. Грудные младенцы и малыши развиваются такими темпами, от которых захватывает дух. Они появляются на свет крошечными, беспомощными существами, почти не могут двигаться, очень слабо общаются и едва ли способны повлиять на окружающий мир. Но в пять лет они уже владеют множеством моторных навыков и речью. Они знают, как нужно общаться с окружающими и располагают разнообразными знаниями о причинно-следственных связях в мире, пространстве и времени.

Развитие ребенка шаг за шагом, напоминает историю развития человечества, как в физическом, так и в духовном смысле. Наблюдая за ростом своего ребенка и его развитием, не забывайте, что каждый ребенок уникален и развивается по своему. Один быстро крепнет, рано приобретая координацию движений, рано садится, встает и ходит. При всем этом он может медленно овладевать речью. Бывает, что ребенок, отлично стоящий и ползающий, медленно учится ходить. Зачастую ребенок с самыми средними умственными способностями, начинает болтать гораздо раньше обычного срока. Надо прекрасно понимать, что развитие у каждого ребенка происходит по разному, потому что каждая личность заключает в себе целый набор противоречивых свойств.

Развитие детей в равной степени характеризуется и единством, и многообразием. С одной стороны, процесс развития протекает у всех детей одинаково: стадии развития каждого ребенка сменяют друг друга в одном и том же порядке. Но с другой стороны, если учитывать отличия в определенных способах поведения и время наступления отдельных стадий, мы увидим, что у разных детей развитие происходит далеко не одинаково.

Уже новорожденные отличаются друг от друга весом и ростом. Некоторые при рождении весят меньше 3 кг, а другие — более 4. Отличия между ними существуют и в мимике, и в том, как они кричат и двигаются. В процессе развития различия между детьми все более увеличиваются. К концу первого года жизни одни дети весят около 8 кг, другие — до 13. Некоторые делают свои первые шаги уже в 10 месяцев, большинство — в 12-16 месяцев, но есть дети, которые начинают ходить не ранее 18 месяцев. Один ребенок пытается произносить слова к концу первого года жизни, большинство детей — в возрасте от 15 до 24 месяцев, но есть и такие, которые заставляют дожидаться своих первых слов до 3, 5 года.

Как дети одного возраста отличаются друг от друга своим развитием, так и один и тот же ребенок может быть неодинаково развит в разных сферах. Например, речь и моторика могут находиться у него на разных уровнях развития. Поэтому может случиться, что ребенок в 12 месяцев уже ходит, но говорить начинает лишь в 24 месяца.

Что бы понять не отстает ли ребенок в развитии многие педиатры ориентируются на общепринятые нормы развития детей.

Любой ребенок познает предметы сначала ртом, потом руками и, наконец, глазами. В каком возрасте ребенок начинает демонстрировать определенное познавательное поведение, с какой интенсивностью и в течение какого времени — все эти процессы у каждого ребенка протекают по-своему.

Таким образом, все стадии развития с присущими им способами поведения наступают у детей в разное время и по-разному проявляются.

Каждый ребенок уникален в своем роде. Каким же образом родители могут приспособиться к индивидуальному своеобразию и потребностям своего ребенка?

Многие действия родители совершают неосознанно. Интуиция подсказывает им, как правильно понять поведение ребенка. Когда мать, чтобы успокоить ребенка, берет его из кроватки и укачивает на руках, она действует инстинктивно. Она чувствует, как быстро нужно взять ребенка на руки, в каком положении ему будет наиболее комфортно и как его легче всего успокоить. Без этой врожденной способности правильно истолковывать поведение ребенка и осмысленно на него реагировать родители вообще не смогли бы воспитывать детей.

Наряду с интуицией существенную роль играет собственный опыт. То, как чувствовали себя родители, когда сами были детьми, как они воспринимали своих родителей, влияет на их собственное поведение в процессе воспитания. Однако чем старше становится ребенок, тем в большей степени родительское поведение определяется «основополагающими принципами» и представлениями о «норме», которые они черпают из разных источников: из разговоров с родными и знакомыми или из средств массовой информации. Например, они исходят из того, что в возрасте трех месяцев ребенок должен спать всю ночь не просыпаясь, что в год он должен научиться ходить, а в два — говорить. Такие представления, однако, оказываются верными только в исключительных случаях, поскольку дети развиваются совершенно по-разному.

Так, к примеру, они ожидают, что годовалый ребенок ночью будет спать 12 часов. Есть дети, которые вполне соответствуют этой «норме», но для большинства она не годится.

Часть детей ночью спит еще дольше, некоторые до 15 часов, другие же — всего 9-10 часов. Что происходит, когда родители укладывают ребенка спать в семь часов вечера, ожидая, что он проспит до семи часов утра, а на самом деле ребенку хватает всего 10 часов? Этот ребенок либо не может заснуть вечером, либо несколько раз просыпается ночью, либо встает утром раньше ожидаемого часа. В самом неблагоприятном случае родители страдают от всех трех особенностей поведения своего малыша.

Как родителям освободиться от своих представлений о «норме», заимствованных из разных источников «основополагающих правил» и «железно проверенных» концепций своих советчиков? Каким образом они могут научиться правильно ориентироваться в фактическом уровне развития и индивидуальных потребностях своего ребенка? В этом помогут знания об общем ходе процесса развития и его многообразии и готовность внимательно следить за поведением ребенка, отмечая все его особенности и подстраиваясь под него. Родители, которые знают, что потребность в сне у детей может быть различной, не станут руководствоваться какими-либо правилами. Более того, путем наблюдения они постараются выяснить, сколько часов сна требуется их ребенку. Если ему достаточно всего 10 часов, что встречается не так уж редко, они будут согласовывать время сна с потребностями ребенка.

«Какие качества нашего ребенка являются врожденными, а какие обусловлены воспитанием? Является ли его поведение проявлением генетической предрасположенности или это результат нашего с ним обхождения? » Обычно эти вопросы приобретают для родителей актуальность, когда они начинают испытывать трудности с ребенком и как воспитатели теряют уверенность в себе.

Позиция родителей зависит от того, что они считают более значимым: наследственность или свои воспитательные уроки. Если они исходят из того, что все будущие качества и способности их ребенка обусловлены генетически, они становятся фаталистами: «С природой не поспоришь», — себе они при этом отводят роль статистов. Если родители считают, что среда, в которой растет их ребенок, является решающим фактором его развития и поведения, они отягощают себя непомерной ответственностью: получается, что ребенок — исключительно продукт их воспитания. Большинство же родителей разумно понимают, что для развития ребенка одинаково важны и наследственность, и окружение. Но как происходит это взаимодействие?

Такие рассуждения вряд ли способны удовлетворить родителей, чей трехлетний ребенок периодически «впадает в бешенство».

Они хотят понять поведение ребенка и получить конкретные советы, как им следует поступать. Почему у него бывают истерики? Чем они вызваны? Как вести себя?

Реагировать на фрустрацию упрямством — это нормальное поведение маленьких детей. Отсутствие реакции упрямства должно настораживать гораздо больше! Готовность к подобным реакциям и масштабы, которые они принимают, у всех детей проявляются по-своему, в зависимости от врожденного темперамента, — точно так же, как и взрослые по-разному реагируют на отрицательную информацию.

Есть дети, которые нехотя, но все же подчиняются требованию укладываться спать, но есть и такие, которые на подобное же требование закатывают истерику. С подобными проявлениями темперамента ничего не могут поделать даже самые способные родители.

Во всех сферах развития и поведения ребенок проявляет свои врожденные качества и способности. Какое поведение в конечном итоге станет для него преобладающим, в значительной степени зависит от того, как обращаются с ним родители и другие близкие люди.

Ежедневно Вы наблюдаете за развитием и ростом своего ребенка со смешанными чувствами. Когда он быстро прогрессирует — Вы горды им. Но Вам очень легко забеспокоиться, стоит ему хоть немного отстать по сравнению с другими детьми. Каждый ребенок развивается в своем собственном ритме, по очень сложной схеме — это надо знать каждому родителю и относиться к этому с пониманием.

Как происходит зачатие и развитие ребёнка

Первый месяц жизни. Календарь развития ребенка

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»