Замедленное развитие ребенка
Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как ребенок растет и развивается. Каждый ребенок, развиваясь, шаг за шагом повторяет историю человечества, как в физическом, так и в духовном смысле.
Вы наблюдаете за ростом своего ребенка со смешанными чувствами. Когда он быстро прогрессирует, вы горды им и собой – ведь это ваш ребенок. Когда он радуется собственным достижениям и открывает мир вокруг, вы снова переживаете самые чудесные мгновения собственного детства. Но вам очень легко забеспокоиться, стоит ему хоть немного отстать по отношению к темпам, которые он сам демонстрировал раньше, или по сравнению с другими детьми. К беспокойству примешивается чувство вины. Любое отставание от принятого среднего графика заставляет вас задуматься, хорошо ли вы заботитесь о своих детях, не унаследовали ли те какие-нибудь дурные свойства, не сказываются ли на детях былые грешки родителей.
В действительности медленное развитие редко связано с неправильным уходом или наследственными дефектами, тем более с прегрешениями родителей.
Каждый ребенок развивается в своем собственном ритме. Определяется это наследственностью. Медленно или быстро ребенок начинает ходить, говорить. Когда у него режутся зубки, когда происходит половое созревание, будет он рослым или невысоким – все это семейное.
Моторное развитие включает такие навыки, как умение прямо держать голову, сидеть, ползать, стоять, ходить. По каждому параметру существуют средние цифры, однако даже у совершенно здоровых и нормальных детей могут быть большие отклонения от средних цифр в ту или иную сторону. В большинстве случаев – медленное моторное развитие укладывается в норму.
Родителям ребенка с медленным моторным развитием очень важно уяснить, что оно очень слабо связано с умственным развитием. В большинстве случаев дети с медленным моторным развитием нормально развиваются умственно. Тесты на уровень развития, которым иногда подвергают младенцев, — это главным образом проверка моторных навыков. С их помощью можно выяснить, не было ли у ребенка мозгового заболевания или травмы и не пострадало ли его эмоциональное развитие от недостатка внимания. Но о том, какое будет в будущем умственное развитие ребенка младше года, эти тесты ничего не могут сказать. Ум, проявляющийся в способностях к рассуждению и запоминанию, можно начинать тестировать только в два года.
Общественное и эмоциональное развитие может зависеть от врожденного темперамента – спокойного или активного. Не существует доказательств наследуемости таких отклонений, как лживость, склонность к преступлению.
Ребенка с медленным развитием следует часто показывать врачу. Особенно это относится к детям, у которых замедленное моторное развитие сопровождается невосприимчивостью к окружающим людям и предметам.