Родители — это образец для подражания в отношении к наркотическим веществам
Дети часто ждут от взрослых руководства, не прося об этом прямо: иногда они просто наблюдают и подражают. Педагоги и психологи называют этот процесс «подражание», т. к. дети стараются копировать поведение взрослых.
Пугает, как много в нашем поведении того, чему мы бы не хотели, чтобы дети подражали. Но подражание — это еще и возможность обучения, не сопровождающегося словами. Если дети видят, что вы тщательно обдумываете вопросы собственного здоровья и приема лекарств, они также научатся серьезно относиться к своим решениям. Одна из самых важных вещей, которой может научиться у вас ребенок, — это умение задавать вопросы о том, что следует принимать. Никто не знает всего о медикаментах, пищевых добавках, витаминах и других препаратах, которые отпускаются без рецепта. Когда ваши дети видят, что вы читаете аннотацию к лекарству, обсуждаете ее с врачом, фармацевтом, супругом (ой) или друзьями, они учатся понимать, что признание своей неосведомленности о лекарственных средствах, вопросы и обсуждение вариантов — это норма.
Такое ваше поведение может также значить, что информация, необходимая для разумного решения, доступна. Существуют достоверные источники информации, и дети должны знать об этом и о том, как их найти. С другой стороны, есть море негодной информации, особенно в Интернете, где абсолютно отсутствует контроль качества. Поэтому важно показать ребенку и то, что вы тщательно выбираете источник информации.
Используя подражание, надо учитывать еще 2 важных положения: что рассказывать детям о своем опыте приема возбуждающих или расслабляющих средств и почему взрослые могут употреблять их, хотя они запрещены для детей и подростков. Многие родители, наставники, воспитатели употребляли эти средства для развлечения, и их впечатления имеют большое значение для беседы с детьми, независимо от того, пожелают они или нет скрыть этот факт. Так следует ли говорить подростку о собственном опыте?
На этот вопрос нет единого ответа. По мнению некоторых терапевтов — специалистов в области лечения от наркомании откровение об употреблении наркотиков может повлиять на курс лечения. Но это лишь медицинская точка зрения, лежащая вне сферы этой книги. Но как насчет родителей, учителей, священников, наставников? Здесь вам следует взвесить все «за» и «против». Самая убедительная причина не делиться с ребенком своим опытом заключается в том, что откровенность якобы содержит в себе разрешение: «Ты этим занимался, так в чем же проблема? » Аргументы типа «Тогда все было по-другому» или «В те времена наркотики были не такие сильнодействующие» будут пустым звуком.
С другой стороны, многие скажут, что, наоборот, упоминание о собственном «баловстве наркотиками» способствует созданию атмосферы искренности между взрослым и подростком. Может быть, это и так. Но помните о том, что дети и взрослые воспринимают вещи по-разному. Что для вас кажется открытой и ис-кренней беседой, может привести в замешательство или испугать вашего ребенка. Говорить или не говорить — решение индивидуальное, и к нему следует отнестись серьезно. Мы советуем вам быть очень осторожными, если хотите открыть о себе правду.
Посчитаете ли вы нужным рассказать о своем опыте или нет, важно учитывать еще одну проблему в этой связи: почему взрослые могут употреблять некоторые вещества, а дети нет? Алкоголь и никотин разрешены к употреблению для взрослых, но не для детей. Есть ли для этого убедительные причины, или это просто положение закона? Мы думаем, что такие причины есть, и они дают возможность рассказать ребенку простые, но важные вещи о работе мозга.
Понятно, что мозг подростка (а также юноши) находится в периоде активного развития, и в этом — и большие возможности, и большой риск. Попросту говоря, мозг подростка и юноши все еще растет, и в дальнейшем его способность выполнять социальную и познавательную функции зависит от сегодняшнего к нему отношения. Подростковый возраст — опасное время для вмешательства в систему мозга, когда она еще в процессе формирования.