Среда , 21 Октябрь 2020

Будьте внимательным слушателем

внимательный, слушатель

Когда дети взрослеют, на их вопросы все сложнее и сложнее найти ответ. И это хорошо, потому что это создает больше возможностей для подробного обсуждения и становится стимулом даже для взрослого.

Лучшая подготовка к такой беседе — иметь достаточно знаний о наркотиках и научиться внимательно слушать. Многие разговоры о наркотиках не происходят из-за того, что взрослые чувствуют себя неловко и «неквалифицированно», чтобы вести их. Чем больше вы знаете, тем меньше вероятность быть застигнутым врасплох вопросами и тем больше возможностей самим начать разговор о наркотиках: «Ты читал ту статью в газете, где пишут, что небольшие дозы алкоголя помогают предотвратить сердечные заболевания?» или «Как-то вечером я смотрел по телевизору программу о наркотике, который называется экстази, — кажется, это жутковатая штука» и т. д. Детям доступно головокружительное количество информации, причем большая ее часть сомнительна. Они могут думать, что, прочитав статью в Интернете или в журнале, узнают все о наркотиках. Но эти источники печально известны своей ненадежностью.
Если вы владеете основными научными сведениями, то преимущество на вашей стороне и вы можете спокойно опровергнуть сомнительную информацию и мифы.

Умение слушать — также замечательный способ повлиять на ребенка. Если ребенок или подросток чувствует, что вы его слушаете внимательно, это значит не только то, что взрослый проявляет заботу, но и то, что он понимает все, о чем ему говорят. Очень важно дать ребенку возможность высказать все, что он думает. Даже если что-то в его словах злит или пугает вас, все же очень важно дать ребенку высказаться. Нет ничего плохого в том, если ребенок будет знать о вашем отношении к его мнению, но не забывайте, что он тоже может злиться или бояться, говоря об этой проблеме, и очень надеется на ваше терпение и готовность помочь. Несмотря на их кажущуюся независимость и неповиновение, подростки — все еще дети глубоко внутри; они нуждаются в руководстве и поддержке взрослых. Следовательно, ваша задача — достичь равновесия между своей силой и влиянием и помощью и поддержкой. В основном это зависит от того, как вы умеете использовать свой авторитет.

Есть большое различие между авторитетом и авторитарностью. Реакция авторитарного человека основывается на его власти и нежелании уважать точку зрения других: «Я так сказал!» Как только беседа с подростком перерастает в силовую борьбу (кто кого) — победителей нет. Реакция человека авторитетного совсем другая. Авторитетный человек опирается на свои знания, а не на власть. Властность только затрудняет общение (и детям об этом известно без напоминания). Установка авторитетного человека — внимательно слушать собеседника, чтобы сформировать правильное мнение о сказанном и отреагировать соответственно. И тогда следует положиться на свой опыт и знания, чтобы дать обоснованную оценку случившемуся. Это не значит, что вы снижаете свой авторитет, просто вы оптимально его используете, привлекая ребенка к разговору, а не отчуждая его.

Что следует говорить и когда? Точных предписаний нет. В значительной степени вы должны руководствоваться своим знанием ребенка. По результатам исследований, дети очень много узнают о наркотиках тогда, когда учатся в средней школе. И это вполне закономерно, т. к. меняются их умственные способности и социальное окружение. Они становятся более независимыми и учатся подвергать сомнению авторитеты. В последующих главах этой книги мы высказали несколько предложений о том, что следует говорить детям.

Многие из этих предложений подойдут и для разговора с подростками, потому что, вероятнее всего, вам придется впрямую говорить о наркотиках с детьми именно подросткового возраста. Но ведь, как упоминалось и маленькие дети тоже могут научиться ценить свое тело и следить за его здоровьем. И конечно, некоторые из них, прочитав статью в журнале, услышав историю на детской площадке или на уроке в школе, непременно зададут конкретные вопросы о наркотиках. В таких случаях мы советуем отвечать прямо и внимательно слушать ребенка, чтобы понять, что именно он хочет узнать. Не старайтесь, чтобы малыш узнал побольше. Если у вас налажено общение, то он всегда вас спросит, когда будет готов к этому. Итак, говорите с детьми о здоровье вообще, рассказывайте, как работает мозг и другие органы. А с подростками и студентами говорите более обстоятельно о наркотиках и их действии.

Техника активного слушания. Пример из "Теории большого взрыва".

Смотрите также

Поговорим с детьми о наркотиках

Необходимо признать, что марихуана легкодоступна и что множество людей употребляет ее, и взрослые, и дети. …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *