Как распознать проблему и принять ответные меры
Не существует готовой формулы для распознавания, когда у ребенка появляются проблемы, связанные с наркотиками. Иногда родители, учитель или тренер чувствуют, что что-то не так.
Иногда есть явные сигналы опасности. Важно прислушиваться к своим подозрениям, но не перегибать палку: некоторые типичные сигналы опасности могут возникнуть и без употребления наркотиков, поэтому всегда стоит полагаться на здравый смысл и терпение. Мы приводим некоторые признаки, на которые нужно обратить внимание.
Изменения в поведении или отношениях:
- резкое снижение успеваемости в школе;
- менее активное участие в делах семьи; нежелание говорить;
- резкая смена круга общения;
- потеря мотивации, особенно в прежде любимых занятиях;
- повышенная необходимость в деньгах;
- скрытность, раздражительность, лживость;
- проблемы с учебой, памятью, вниманием.Физические изменения:
- отсутствие энергии;
- изменения аппетита и веса;
- изменения манеры речи — невнятность,
- замедленность, быстрая или скомканная речь;
- расширенные зрачки, постоянно красные глаза.
Эти признаки могут послужить сигналом опасности, однако они могут возникнуть и по другим причинам, не связанным с употреблением наркотиков.
У людей разная реакция на стресс, перемены в жизни, действие наркотических веществ. Если вы хорошо знаете своего ребенка, вам будет легче заметить изменения и выявить проблему. Если у вас была возможность наладить общение с ребенком, то вы, вероятнее всего, заметите эти сигналы. Например, ребенок, который обычно разговорчив дома и в школе, начинает реже идти на контакт. Вы этого не заметите, если не разговариваете с ним регулярно. Но если вы видите, что ваш ребенок от вас удаляется или становится более молчаливым, не стоит все же сразу делать выводы.
Есть множество причин, почему дети, в особенности подростки, отдаляются на какой-то период времени. Помните, что пока дети растут, происходит множество физических и социальных изменений. Отнеситесь к ребенку с терпением и заботой, скажите, что чувствуете в нем перемены, и спросите, не хочется ли ему что-то обсудить и не нужна ли ему ваша помощь? Даже если он не примет предложение, ваше участие может обеспечить необходимое чувство безопасности и поддержки.
Если вы все еще обеспокоены возможностью проблемы, важно всегда оставаться «начеку» и в то же время избегать ненужных стычек и соблазнов стать подозрительным и искать «доказательства». Дети могут заметить, что вы шпионите за ними, и отреагируют еще большей секретностью и недоверием. Это не значит, что вам нужно оставаться безразличным, —наоборот. Подростковый возраст — это время, когда нужно проявлять как можно больше участия, но вы должны сочетать свои наблюдения с убеждением ребенка в том, что вы в любом случае на его стороне. Такого равновесия трудно достичь, и нет для этого проверенного средства. Возможно, пример из жизни одного из авторов этой книги даст толчок к размышлению над собственной ситуацией.
Однажды Скотт занес корзину с чистым бельем в комнату своей тогда еще 13-летней дочери. Когда она, придя домой, обнаружила это, то очень разволновалась и заявила, что он не должен входить в ее комнату, если ее там нет. Скотту представилась возможность определить некоторые правила и способы построения взаимоотношений, что он и сделал, спросив, какая степень независимости ей необходима? Она объяснила, что хотела бы, чтобы комната была ее личным местом, и что она будет чувствовать себя неудобно, если кто-то будет заходить туда в ее отсутствие. Скотт подавил желание напомнить ей о том, кто оплачивает счета, и вместо этого сказал ей, что уважает ее право на личную жизнь и что сам подобным образом относился к своему личному пространству. Но он также объяснил, что как родитель он ответствен за ее благополучие, и этот фактор несколько осложняет его уважение к ее личной жизни.
Скотт не мог найти слов, чтобы объяснить противоречие между его уважением к ее личной жизни и его ответственностью, пока не подумал о примере. Он привел дочери в пример свою медицинскую практику. «Ты знаешь, что, когда ко мне в больницу приходят пациенты, я должен держать в секрете все, что они мне говорят, и таким образом я проявляю уважение к их личной жизни (так же, как я уважаю и твою).
Иначе они не рассказали бы мне о себе то, без чего я не смогу им помочь». Она все поняла: и важность медицинского доверия, и этику врачей относительно сохранения информации о пациентах. Скотт продолжил: «Но с самого начала лечения я всегда предупреждаю своих пациентов, что если я сочту больного опасным как для общества, так и для них самих, я проинформирую об этом необходимых людей для обеспечения безопасности». Она поняла. «Как насчет небольшого соглашения по поводу твоей комнаты?
Я доверяю тебе и думаю, что ты принимаешь правильные решения. Я не буду входить в твою комнату до тех пор, пока полностью уверен, что ты следишь за собой и не подвергаешь себя опасности». И это соглашение все еще в действии. И каждый из них получил то, что хотел. Дочь получила заверение на право личного пространства, а Скотт сохранил за собой возможность входить в комнату, если будет необходимо. Самое главное в том, что они утвердили взаимоотношения, основанные на доверии с двух сторон, и их соглашение базировалось на доверии.
Что, если вы действительно обнаружили проблему? Первое, что нужно запомнить: для наилучшего эффекта вам следует действовать быстро и решительно, но не в одиночку! Проблемы, связанные с употреблением наркотиков, очень сложны и требуют участия профессионалов. Желательно, если это специалисты в области как медицины, так и психологии поведения. Если вы живете рядом с крупным медицинским центром, там вы сможете найти клинику медикаментозной терапии и множество специфических клиник, занимающихся проблемами подростков. Ваш семейный врач или школьный наставник может помочь в поиске подходящей клиники для лечения. В телефонных книгах обычно есть номера горячей линии для тех, у кого проблемы с наркотиками.
Там вам помогут справиться со своими эмоциями и принять решение о лечении. Если у вас нет возможности подключить к решению проблемы целую команду врачей, то вам важно запомнить, что у каждого специалиста свой подход к ребенку, имеющему проблемы с наркотиками. Медик-профессионал (врач, медсестра, ассистент врача), скорее всего, сначала будет заниматься физической стороной проблемы и захочет убедиться, что кризис с точки зрения медицины не столь серьезен.
С этого следует начать. Если выяснится, что с медицинской точки зрения проблемы не существует, скорее всего, врач даст вам направление к другому специалисту, занимающемуся лечением проблем поведения (психиатру, психологу, социальному работнику). Сферы деятельности этих людей почти совпадают, но они могут избрать различные подходы к проблеме.
Психиатры — врачи, специально обученные медикаментозному лечению проблем мышления и поведения. Некоторые также используют методы психотерапии. Поэтому важно обсудить с психиатром, какие методы лечения он собирается использовать в вашем случае: прием лекарств или психотерапию. Медицинские психологи имеют лицензию на врачебную практику; они владеют методами психотерапии и другими техниками с целью изменения поведения, мышления и эмоций. Они не прописывают лекарств, но «прописывают» некоторые упражнения или задания, помогающие человеку разрушить модель поведения, которая может привести к употреблению наркотиков. Социальные работники не являются специалистами в медицине и не прописывают лекарств, но используют методы психотерапии, поведенческие техники, чтобы помочь избавиться от наркозависимости. Социальные работники и психологи часто работают как с семьей, так и с самим пациентом.
В основе такой практики лежит теория о том, что проблемы с наркотиками никогда не возникают сами по себе и что очень полезной может быть информация о жизни семьи. Неважно, кто именно будет заниматься проблемой вашего ребенка, важно запомнить две вещи: этот человек должен иметь лицензию и опыт в лечении людей с проблемой наркомании. Существуют государственные коллегии по лицензированию практики врачей, психологов и социальных работников, а также и фармацевтов. Удостоверьтесь в том, что ваш специалист достаточно квалифицирован.