Поговорим с детьми об алкоголе
Найдите рекламу алкогольной продукции и поговорите об этом со своими детьми. Покажите, как компания пытается убедить людей употреблять алкоголь и что для этого им необходимы впечатляющие образы.
Например, лягушки на рекламе пива — очень смешные и дружелюбные создания, они привлекают наше внимание и обращают его на пиво. Производители так пытаются показать, что пиво безвредно, — как будто с ним у вас будет лишь глуповатый вид, но вам не станет плохо и вы никак себе не повредите. В других рекламах используется сексуальная привлекательность, в них показываются красивые люди, пьющие алкогольные напитки и наслаждающиеся жизнью. Укажите на то, что реклама не говорит всей правды, —если человек употребляет много алкоголя, он может навредить своему организму, и, вообще, подвергается опасности.
Признайтесь себе, что дети, которые никогда не употребляли алкоголь, вскоре смогут это сделать. Приведенная ранее в этой главе таблица показывает, что более 40% десятиклассников за последний месяц употребляли алкоголь. Это значит, что если ваш ребенок и не пьет спиртного, то наверняка он знает кого-то, кто уже это делает. И что же, вам он об этом говорит? Признайте, что здесь очень важен факт давления со стороны сверстников: ведь когда друзья что-то делают, великое искушение повторить это за ними. Но важно, чтобы ваш ребенок сам принимал решения. Вы можете помочь ему в этом, рассказав все, что знаете об алкоголе.
Поговорите о том, что людям нравится алкоголь, потому что он на какое-то время дает им удовольствие, возникающее, когда активируются области мозга, назначение которых — давать нам чувство удовольствия, когда мы сделаем что-то полезное для себя, например, поедим.
Cистема подкрепления существует в мозге человека и животных для того, чтобы гарантировать необходимое для их выживания поведение. Если вас не смущает разговор о сексе, объясните, что секс — это сильный стимулятор системы подкрепления, поскольку он необходим для выживания видов, а наш мозг устроен таким образом, чтобы мы стали этого хотеть. Если вам удобней, говорите о конфетах, других вкусных вещах, хороших запахах или победе в спорте — обо всем, что доставляет удовольствие. Затем расскажите об алкоголе, что это искусственное химическое возбуждение для всей системы, и возбуждение очень сильное.
Обратите внимание на том, что повторяющаяся химическая подпитка этой системы может заставить людей хотеть еще больше алкоголя, причем хотеть его, даже когда оно вредит им. Объясните, что, помимо запуска системы подкрепления, алкоголь «выключает» те области мозга, назначение которых — защитить нас, т. е. центры, отвечающие за чувство тревоги, заставляющие нас чувствовать страх перед лицом опасности. Возможно, они мешают нам сделать что-то неправильно. Поэтому, когда человек пьет, он может принимать такие решения, которых в трезвом состоянии никогда бы не допустил.
Придумайте несколько ситуаций, когда чувство тревоги может принести пользу, и приведите пример, что случилось бы, если бы это чувство притупилось под влиянием алкоголя. Два отличных примера —секс и вождение автомобиля, но и кроме них существует еще множество примеров рискованного поведения, свойственного выпившим людям.
Объясните, что хотя некоторые люди употребляют алкоголь и наркотики, чтобы забыть о тревогах, связанных с болезненными эпизодами в их жизни, например, скучной работой, трудными отношениями, сложностью общения со сверстниками или
стрессами, которые испытывает на себе каждый, наркотик никогда не изменит ситуацию, он изменит только реакцию мозга на эту ситуацию. Можно ли изменить оценку на экзамене, поедая шоколад тоннами?
Объясните, что мы все хотим время от времени изменить то, что мы чувствуем. Все из нас проходят через разочарования и боль, все мы бываем на седьмом небе от счастья. Использовать химические препараты для изменения настроения — всего лишь временное решение проблем.
Но самое главное, что следует четко и открыто объяснить детям, — это опасность алкогольного отравления и фатальной передозировки. Начните с объяснения, что наш мозг не только дает нам возможность думать и чувствовать, но и контролирует многие важные функции нашего организма, о которых мы особенно не задумываемся, например, дыхание и регулирование температуры тела. Если мозг перестанет поддерживать эти функции даже на небольшое время, человек умрет. Рассказывайте о мозге, как о центральном процессоре в компьютере: выньте его — и, хотя некоторые детали будут работать, компьютер превращается в груду железа.
Объясните, что если человек выпивает много алкоголя за один раз, то его в мозгу может оказаться достаточно для нарушения основных функций организма. Четких предупреждающих сигналов, что уровень алкоголя в крови поднялся до опасной отметки, не существует, а если бы они и существовали, человек под воздействием спиртного вряд ли их заметил бы, да его бы это и не испугало. Если человек напился до бессознательного состояния, он беспомощен, а если уровень алкоголя в крови продолжает расти и достигает фатального уровня, он умирает.
Напомните детям, как опасна рвота для пьяного человека, ведь он может вдохнуть рвотную массу. Это неприятная мысль, но впечатление она производит. Ребенок думает, что рвота поможет избавиться от алкоголя в организме, но вместе с рвотной массой выходит лишь то последнее, что он выпил, — поэтому не следует вызывать рвоту. Самое правильное в этом случае — никогда не напиваться так, чтобы уровень алкоголя достигал фатальной отметки или вызывал рвоту.
Предостерегите ваших детей, чтобы они никогда не пили «на слабо» или напитки, цель которых — скрыть вкус алкоголя, находящийся в них в довольно высоких концентрациях. Женские и мужские сообщества в колледжах особенно любят подобные «невинные» рецепты, которые скрывают вкус алкоголя. Такие коктейли можно пить, ничего не ощущая, а в результате уровень алкоголя в крови вырастает необычайно быстро. Пусть ваш ребенок знает, что если после выпивки он внезапно начинает чувствовать сонливость или ему становится трудно говорить, ходить, фокусировать взгляд, — он в опасности и ему нужна помощь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что вы всегда готовы ему помочь, несмотря ни на что. Вам меньше всего хочется, чтобы подросток в беде, не позвал вас на помощь, боясь последствий своего поведения. Некоторым это может показаться одобрением употребления алкоголя, но это не так. Найдите такие слова, чтобы объяснить ребенку, что вы не хотите, чтоб он пил, но скажите ему, что бывают обстоятельства, когда ожидания не оправдываются. Пусть он поймет, что в подобных обстоятельствах главное — это его безопасность, поэтому он не должен бояться позвать вас или кого-нибудь еще на помощь.
• В каждой семье существуют свои правила, в каждой семье от детей ждут чего-то своего, но какими бы ни были ваши правила, необходимо, чтобы их придерживались все члены семьи и чтобы договор стал «страховкой» для детей, если им случится попасть в беду.
• Для того чтобы показать, как небольшое количество алкоголя может повлиять на действия человека, хорошо бы привести такой пример. Расскажите о человеке, который получил небольшую травму, например, подвернул ногу. Эта травма, возможно, и не заставит ребенка чувствовать себя отличающимся от других, когда он сидит за столом или ходит по дому. Но попросите его выйти во двор и сыграть с соседскими ребятами в футбол, и увидите, что небольшое растяжение лодыжки будет очень сильно влиять на то, как он играет. Небольшое количество алкоголя похоже на небольшую травму, оно не будет беспокоить вас до тех пор, пока вы не попытаетесь сделать что-то более сложное, чем просто «потусоваться» и тогда его влияние может стать опасным.
• Постоянно напоминайте ребенку, как уникален и неповторим его мозг. Расскажите ему, что его мозг еще растет и изменяется, а это дает ему огромные преимущества. Он может учиться быстрее и запоминать больше информации. Именно поэтому в нашем обществе детей стараются научить всему тому, что потом определит их будущую жизнь. Но это преимущество одновременно и дополнительная опасность. Мозг, который меняется, очень уязвим, любое нарушение хода этих изменений может сказаться на работе мозга в будущем.
Расскажите, что алкоголь влияет на химические вещества мозга, которые стимулируют процесс обучения. Напомните ему истории о том, как люди, напившись, забывали, что с ними случилось. Объясните, что это произошло в результате блокирования алкоголем химических веществ, которые отвечают за обучение. Пусть ребенок знает, что самые последние исследования полагают, что подростки к такому действию алкоголя гораздо более чувствительны, чем взрослые. Объясните, что хотя у взрослых алкоголь может вызывать сонливость, подростки после такого же количества спиртного ее не чувствуют. Однако это не означает, что алкоголь не снижает их физическую активность, способность оценивать ситуацию или координацию их движений. Напротив, этот наркотик опьяняет их больше, чем взрослых.
Чтобы объяснить, что такое синдром отмены алкоголя, поставьте вертикально на стол маленькую пружинку и объясните, что она стоит прямо, поскольку не находится в сжатом состоянии и не растянута так, что не смогла бы стоять. Теперь медленно сжимайте пружину пальцем или карандашом. Когда вы отпускаете пружинку, она не просто распрямляется, она «прыгает» вверх и падает, потому что на нее перестают давить. Объясните, что когда работа мозга подавляется большим количеством алкоголя, а затем, когда алкоголь выводится из организма, давление исчезает, и на некоторое время мозг становится гиперактивным так же, как освобожденная пружинка. При такой гиперактивности могут быть повреждены клетки мозга, а именно это делает употребление алкоголя «запоем».
• Будьте образцом для подражания в здоровом образе жизни. Если вы регулярно употребляете алкоголь, объясните детям, что вы избегаете совместного принятия алкоголя и лекарств, если только фармацевт или врач не объяснили вам, что это допустимо. Расскажите, что вы не пьете вино или другие напитки, потому что знаете об их возможном взаимодействии с лекарствами. Прочитайте надпись на упаковке или вкладыше, который вложен в упаковку, и покажите детям предостережения относительно взаимодействия с алкоголем. Попросите вашего фармацевта или врача объяснить это детям, если чувствуете, что так будет лучше.
• Поговорите о том, что алкоголь — это наркотик. Объясните детям, что алкоголь — это химическое вещество, которое замедляет работу нервной системы, именно поэтому он нравится людям, ведь он подавляет центры, отвечающие за чувство тревоги. Объясните, что многие другие лекарства так же подавляют работу нервной системы, как и алкоголь, — например, лекарства от простуды и аллергии с антигистаминами, средства от кашля с декстрометорфаном, антидепрессанты, такие как ксанакс или валиум. Воспользуйтесь возможностью, чтобы объяснить, что даже лекарства для лечения аллергии — это вещества, воздействующие на наш мозг. Это также возможность объяснить, что некоторые продукты, о которых мы привыкли думать как о еде (кофе и вино), также являются наркотическими веществами. Расскажите, что вы знаете о людях, которые принимают вместе алкоголь и другие наркотики. Для такой беседы не нужно быть специалистом по наркотикам, поскольку всем известно, что если смешать алкоголь и седативные препараты (антидепрессанты, антигистамины, седативы или опиаты), то их действие усилится. Предупредите детей, что взаимодействие многих наркотиков и алкоголя может быть непредсказуемыми и опасным для жизни, а поэтому его надо избегать.