Ключ к проблеме — общение с ребенком начните рано
Нет сомнения, что эффективное образование в вопросе о наркотиках начинается дома и быстро сказывается на поведении ребенка там, где он проводит время.
Это образование начинается с самого раннего возраста. Задолго до разговора о том, какой вред здоровью может принести употребление алкоголя и других наркотических веществ, детям можно давать настоящие уроки о том, как живет тело человека, и о том, как оно уязвимо к воздействию химических препаратов.
Если ребенок с детства научится уважать свое тело и заботиться о нем, он будет в дальнейшем более разборчив в выборе продуктов питания, лекарственных и наркотических веществ. Эти уроки могут начаться с самого раннего возраста. Простое объяснение работы организма в общих чертах, когда предоставляется случай, — уже большое начало. Для этого можно использовать каждый удобный момент. Например, когда у двухлетнего малыша болит живот, нужно его убедить, что он скоро почувствует себя лучше. В этом случае легко объяснить, что не все съедобно, что-то и вредит желудку. Такое простое объяснение может помочь ребенку начать думать о том, как работает его организм, и понять, что не «все полезно, что в рот полезло».
Порезы и ссадины — тоже повод для урока. Увидев кровь на своей коленке, когда вы собираетесь обработать ссадину, ваш малыш может испугаться или удивиться. Это дает вам прекрасную возможность объяснить, что кровь — это и не плохо и не страшно, она течет по всему телу и переносит энергию, получаемую из пищи, к мозгу, которым мы думаем, к мускулам, чтобы мы могли двигаться и играть, а также к костям и суставам, чтобы мы росли. Возможно, вас даже удивят интерес ребенка и его вопросы, которые посыпаются следом за объяснением. Чтобы дать ответ, вам не нужно быть физиологом или врачом. Просто говорите о том, что знаете. Важно то, что вы заботитесь о теле ребенка и его здоровье и то, что тело человека — не таинственная пещера, а чудесная коллекция значимых частей, которые и делают нас такими, какие мы есть. Незначительные инфекции также прекрасный повод для обучения. Если у ребенка заражение уха и ему назначен курс антибиотиков, вы можете сказать ему несколько важных вещей.
Первая — различие между пищей и лекарством. Лекарство всегда принимается по какой-то причине, — чтобы убить микробы, из-за которых человек болеет, — и только необходимое для этого время. Во-вторых, лекарство надо принимать только посоветовавшись с врачом, потому что врач долго учился, чтобы узнать, какое и когда лекарство может помочь. Если ребенку любопытно, как лекарства, которые он глотает, ослабляют боль в ухе, вы можете объяснить ему, как то, что мы съедаем, кровь распределяет по всему телу. Все это не следует навязывать ребенку; случайное упоминание оставит большее впечатление. Обычно дети молча принимают новую информацию и уже после, «переварив» ее, начинают задавать вопросы. Это мы заметили, беседуя с ребятишками о взаимоотношении полов. Они задают вопросы только тогда, когда им не хватает информации или когда они ее уже освоили. Более сложные вопросы и обсуждение деталей — все это будет потом. Главное здесь то, что случайное замечание может послужить стимулом к целой серии важных бесед в дальнейшем. Польза еще и в том, что ваше упоминание о предмете даст ребенку разрешение думать о нем и, самое главное, спросить вас об этом позднее.
Это, наверное, единственное, что важно, — сделать так, чтобы ребенок мог без смущения обсуждать с вами такие «трудные» темы, как наркотики, секс, отношения между людьми. И если вы достаточно рано сумеете посеять семя доверия своим терпением, искренностью, доступностью, вы таким образом создадите благоприятную почву для плодотворного общения в дальнейшем.