Моя первая учительница
О роли первого учителя в жизни ребенка написано много. Совершенно справедливо считается, что выбирать нужно именно учителя, а не школу.
Отдавать ребенка к тому учителю, которого знаешь лично или о котором слышал хорошие отзывы. Все это правильно, но в реальности не всегда выполнимо.
Во-первых, не у всех есть знакомые учителя начальных классов. Во-вторых, знакомые из сферы образования, соблюдая корпоративную этику, не всегда готовы поведать вам «всю правду» о том, или ином учителе. В-третьих, сложно полагаться и на отзывы в интернете: на официальных сайтах отзывы только хвалебные. В-четвертых, звание заслуженного учителя или учителя высшей категории, тоже не всегда является гарантией того, что перед вами педагог с большой буквы. И, в-пятых, мнение соседей и знакомых может быть отличным от вашего мнения.
Ориентироваться стоит: на обсуждения на городских интернет-форумах, не забывая о том, что пока ребенок учится у определенного учителя, и в определенной школе выступать с критическими замечаниями мало, кто осмелится. А как только ребенка забрали из класса или школы и перевели к другому педагогу, смысл в критике сразу же, как бы отпадает. А также — на мнение людей, которым вы доверяете в вопросах воспитания и отношения к детям. Но и это не дает стопроцентной гарантии, что вы выбрали для своего ребенка хорошего учителя.
Получается, что придется ориентироваться прямо во время учебы. Возможно, вы сможете сделать выбор, обучаясь в воскресной школе. Это в том случае, если этот учитель будет вести у вас какие-то занятия, и родители будут их посещать. В некоторых «воскресках» бывают дни открытых дверей. Мнение ребенка учитывать следует, но целиком и полностью полагаться на него не стоит. В том смысле, что если ребенку учитель понравился сейчас, это не значит, что он уже хорошо узнал его. Дети многое чувствуют, но очень хорошо в людях еще не разбираются. А вот если ребенок плачет и не хочет идти на занятия к определенному учителю уже в воскресной школе, то тут сразу можно отказаться от кандидатуры этого педагога.
Да, возможно, не самый лучший вариант прийти в 1 класс к незнакомому учителю, от которого не знаешь, чего ожидать. Но зачастую, большинство родителей оказываются именно в такой ситуации. В 1 классе проводится большое количество родительских собраний (в том числе летом, до начала учебы), совместных мероприятий, экскурсий при участии родителей. Все это является хорошим поводом узнать учителя поближе, чтобы ориентироваться не только на мнение своего ребенка, но и составить собственное впечатление о педагоге.
Первое собрание перед поступлением в первый класс стараются посетить все родители, чтобы еще раз убедиться, что они все приобрели, получили, купили и заказали, сдали все данные и ксерокопии документов, отметились во всех ведомостях и списках. Хороший учитель знает, что вначале нужно обсудить эти организационные вопросы, а не оставлять их на «потом». Если собрание длится максимально долго, до вечернего закрытия школы, а к важным организационным вопросам еще не приступили, можно сделать первые выводы. Вас не хотят слышать и вас задерживают. Тоже самое ждет ваших детей. Если много времени уделяется тому, что сейчас родители воспитывают детей не так, как хотелось бы учителю. Значит, педагог будет постоянно читать нотации и вам и вашим детям. Если учитель долго рассказывает о конфликтных ситуациях с родителями, которые были в прошлом, то это тоже говорит само за себя. Хороший учитель проведет собрание быстро, первым делом остановившись на организационных вопросах, которые можно решить только всем коллективом родителей. Поздравит вас с предстоящим праздником, подбодрит и успокоит, а не начнет «грузить» ненужной информацией.
Далее вас ждет непосредственно сам праздник – День знаний. Обратите внимание, для кого устраивается праздник 1 сентября – для детей или для учителя. Если учитель спросил у родителей, как они хотят порадовать детей и предложил устроить чаепитие в школьной столовой – это для детей. Учителю потребуется приложить усилия, чтобы это организовать. Если учитель предлагает организовать чаепитие за пределами школы – это для себя. За пределами школы организация чаепития целиком ложится на плечи родителей. Если учитель выстроил детей в колонну для вручения ему букетов и призвал каждого ребенка сказать пожелания, то это тоже для себя. Сюда же можно отнести стремление устроить фото сессию с собой. Когда учитель начинает сортировать букеты: розы, чтобы унести домой, а астры, чтобы поставить в ведро в углу класса. И делает это при детях, то это тоже очко не в его пользу. Хороший учитель, если ему подарили «вкусности» в виде торта или коробки конфет, тут же организует, чтобы все это попробовали дети, не будет стремиться унести все домой в первозданном виде. На самом деле все эти «мелочи» в организации праздника, мелочами совсем не являются.
Сделайте для себя вывод, сколько плюсов и минусов собрал ваш педагог в самом начале учебного года. «Не гоните прочь» возникшие сомнения, посещайте школу, анализируйте информацию. Если в вашем населенном пункте ни один учитель и ни одна школа, то у вас всегда есть выбор.