Что необходимо знать о боге перед крещением
Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, мне необходимо узнать, что Вы сами знаете о Нем. Тогда нам будет легче разговаривать.
Вопрос к пришедшим на беседу. В какого Бога веруют православные христиане?
Обычный ответ: Во Христа.
Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что вы слышали о Святой Троице?
Обычные ответы:
— Это такая икона.
— Это такой праздник.
— Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).
— Это Отец, Сын и Святой Дух. (К сожалению, этот правильный ответ произносит лишь один из двадцати-тридцати человек)
Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что такое Святая Троица. Священник, погружая человека в воду, произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.
Итак, первое, без чего нельзя приступать ко Крещению, — это без веры во Святую Троицу. Православные христиане верят в Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа.
Что мы еще знаем о Боге? Прежде всего мы наверное все знаем, что Бог — Творец всего мира. Только Он существует понастоящему, в самом глубоком смысле этого слова. Все же остальное сотворено Богом из ничего, и бытие тварного мира находится в руках Божиих. Некоторые религии говорят, что материя совечна Богу, что Бог не творил саму материю, а только «лепил» из материи все остальное. Подобное учение неприемлемо для христианина.
Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духами.
В догматическом богословии перечисляются еще и другие свойства Божий. Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (то есть ни в чем не имеет нужды), вездесущ (то есть присутствует везде), всеведущ (то есть знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг (то есть является Сам источником всего благого)
По поводу последнего свойства Божия часто возникает вопрос: «Если Бог — благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит войны?» Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Если родителям предложить выбор — кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? — все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются поразному. Вот отсюда и зло на земле.
И что удивительно, Сам Бог не может отнять свободу у человека. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.
Само творение человека Богом — это удивительное событие. До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей своей волей влияют на мир. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправиться.
Тут можно задать вопрос: как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается — осечка, еще раз жмет на курок — опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок — осечка, тогда он берет нож, замахивается — но нож ломается, человек бросается на жертву — но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он лежит, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны.
Но теперь давайте вернемся к учению о Святой Троице.
Действительно, православное учение о Святой Троице говорит, что мы веруем в одного Бога, единого в Трех Лицах. По выражению одного церковного писателя, мы веруем в единого, но не одинокого Бога. Мы верим, что Бог, оставаясь единым, в то же время является Троичным. В едином Боге три Лица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. «Лицо» по-славянски означает «личность», по-гречески — «ипостась». Это не три Бога, а Единый Бог. Как это может быть — Единый и в тоже время Троичный? Ответ может быть самый простой: человек не может понять этой тайны до конца, поскольку человеку вообще невозможно познать Бога до конца. Бог — Творец. мы — Его творение. Между нами огромная пропасть. Но мы знаем, что Бог Сам о Себе открывает некоторые тайны. Бог Сам открыл нам, что Он Един, и в тоже время в Нем есть Три Лица.
Догмат о Святой Троице говорит о том, что Бог есть Троица Единосущная и Нераздельная. Святые отцы часто приводили следующий образ, объясняя единство Святой Троицы. Представим себе Солнце. Мы знаем, что есть само Солнце, мы видим и свет, рождаемый им, мы чувствуем и тепло, исходящее от него. Само Солнце (как звезда), свет и тепло — это разные явления, но они существуют нераздельно. Хотя для современной физики этот образ не безупречен, ибо свет (фотоны) и тепло (энергия) не так неразрывно существуют по отношению к своему источнику. Например, звезда потухла, а свет от нее еще летит. Но для своего времени это был очень точный образ нераздельности Трех Лиц в Едином Боге.
Но если нераздельность Святой Троицы еще как-то можно попытаться объяснить с помощью некоего образа, то единосущие Святой Троицы объяснить с помощью человеческих понятий и образов, наверное, невозможно. Ведь в природе ничего подобного не существует. Представить себе человека с тремя личностями, которые могут между собой общаться, принимать совместное решение, любить друг друга, и при этом чтобы он действовал как единый человек — невозможно.
Единосущность Святой Троицы означает, что если Бог Отец творит мир, то и Бог Сын творит мир, и Бог Святой Дух творит мир. Все действия Божий исходят от Единого Бога. Если Бог Сын хочет спасения человеческого рода, значит, и Бог Отец желает этого, и Бог Святой Дух хочет этого.
Теперь вернемся к первому ответу на вопрос о том, в какого Бога веруют христиане. Первый ответ был — во Христа.
Вопрос: А кем же был Христос?
Чтобы легче было ответить, я предложу следующие вопросы в виде некоторой анкеты:
Был ли Христос Богом?
Был ли Христос человеком?
Был ли Христос ангелом?
Был ли Христос пророком?
Был ли Христос кем-то еще?
На каждый вопрос, как в анкете, можно ответить: да, нет, не знаю. Давайте спросим несколько человек.
Некоторые наиболее частые ответы:
— Он был человеком, но не Богом и не ангелом. Может быть, еще и пророком.
— Он был человеком, а потом стал ангелом.
— Он был человеком, потом Его распяли, Он воскрес и стал Богом.
— Он был Богом и человеком. (К сожалению, очень редкий ответ, но если он звучит, задается следующий вопрос.)
Вопрос: А теперь поясните. Когда младенец Христос родился, Он уже был Богом?
Обычный ответ: Нет, Он стал Богом после Воскресения (или Крещения).
К сожалению, вы еще не вполне знакомы с православным учением о Христе, которое очень важно. Ибо христианином может называться только тот человек, кто следует учению Христа, а православным только тот, кто «правильно славит» Его, то есть правильно исповедует Его. В этом смысл фразы «православный христианин».
Когда православный человек говорит о Христе. он говорит о Втором Лице Святой Троицы — о Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но около 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природу.
Как это произошло? В утробе Божией Матери силою Святого Духа зачинается новая жизнь. Богу это было легко сделать: мы помним, что первого человека Бог сотворил и вовсе из праха земного. Когда в утробе любой обычной женщины зачинается новая жизнь, то в мире появляется новая личность. Как только две клеточки (мужская и женская) сливаются, появляется маленькое человеческое тельце, состоящее пока только из одной клеточки. Но без живой души эта клеточка еще не будет человеком. И в тот же миг этому микроскопическому тельцу дается душа, и это уже человечек с душою и телом. Повторю: в момент зачатия в мире появляется новая личность, или, вспомним, пославянски — новое лицо, а по-гречески — новая ипостась. Когда в утробе Божией Матери зачиналась новая жизнь, то новая личность (лицо, ипостась) не возникала, ибо с новой человеческой жизнью соединилось Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы — Бог Сын.
Поэтому запомним, что Христос — это не Человек, ставший Богом (после Крещения или Воскресения), а Бог, который стал Человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил время вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он уже был Богом.
Итак, Православная Церковь учит о Христе как истинном Боге и истинном Человеке. Запомним это положение православной веры, ибо в этих словах — ее стержень: Христос есть истинный Бог и Человек. А теперь обращаю ваше внимание на то, что именно эта истина, после учения о единстве Святой Троицы, более всего встречала непонимания и вызывала уклонения в ереси. Действительно, человеческому разуму очень трудно уяснить, как можно быть Богом и человеком одновременно. Лучше сказать даже так: объяснить учение о Богочеловечестве Христа умом невозможно, в это можно только верить сердцем.
Что же здесь сложного? Попробую объяснить. Бог — это Творец мира. Человек — это Его творение. Быть Творцом и творением — невозможно. Мы можем себе представить, что некий скульптор вылепил прекрасную скульптуру. У нее есть все — руки, ноги, голова, уши, глаза, но это бездушный камень. Быть скульптором и статуей одновременно невозможно. Бог отличается от человека гораздо больше, чем художник от своей картины, больше, чем гончар отличен от горшка, который он вылепил. И Бог, будучи Творцом, становится Своим творением. Например: стать для скульптора бездушным камнем и ограничить себя во всем — это страшное наказание и унижение. Именно такое самоуничижение, умаление Бог претерпевает ради человека. Всемогущий, вездесущий, всеведущий Бог, чтобы стать человеком, казалось бы, должен лишиться всех Своих свойств. Но хотя это и непонятно, сердцем мы веруем, что Христос был и Богом, и человеком. В том-то и всемогущество Бога, что и это Ему возможно.
А для чего Богу нужно было становиться Человеком, неужели нельзя было спасти человека как-то еще? Оказывается, нельзя. По выражению одного из святых отцов, Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Человек упал в огромную пропасть, насильно из этой пропасти Бог не может вывести человека. И вот Бог Сам становится Человеком, сходит в эту бездну, чтобы поднять оттуда человека к Себе.
Чтобы понять, какое уничижение добровольно претерпевает Бог, становясь Человеком, вспомним Евангелие.
Вопрос: Что сделал царь Ирод, когда узнал о рождении младенца Христа? Ответы’.
— Не знаю (большинство).
— Приказал убить всех младенцев в Вифлееме (редко).
Вопрос: Как спасся Христос?
Ответы:
— Его положили в корзину и пустили по реке.
— Он с Матерью спрятался в пещере.
Пока правильных ответов нет. Во-первых, в корзину положили будущего пророка Моисея, а не Христа. А в пещере Христос не прятался, а просто родился. Младенец Христос спасся следующим образом. Ангел явился во сне праведному Иосифу, обручнику Божией Матери, и сказал, чтобы он, взяв Деву Марию и Младенца, отправился в соседнюю страну — Египет, где царь Ирод не мог их найти.
Но посмотрим на эту историю глазами православного человека. Ведь Младенец-Христос — это Всемогущий Бог, и Он мог в мгновение ока уничтожить то войско, которое было послано убить Его. В Ветхом Завете нечто подобное происходило. Царь Ахав ищет убить пророка Илию и посылает войско в горы, где скрывается пророк. Пророк Илия молится о спасении, с неба сходит огонь — и войска нет. Царь посылает второе войско, все повторяется. И так три раза. Уж если Бог спасает Своего пророка, то тем более Он может спасти Себя. Но Всемогущий Бог, как беспомощный младенец, на руках Пресвятой Богородицы бежит от Своих преследователей. И Он был действительно беспомощен по человеческой природе.
Будучи Богом, Христос ни в чем не имел и не имеет нужды, ибо Он вместе с Богом Отцом сотворил небо и землю, моря и океаны, растения и животных. А став добровольно Человеком, Христос хотел есть и пить, чувствовал голод и холод.
Как Бог Христос бессмертен. Какая может быть смерть для Бога, Который Сам сотворил жизнь? Не став Человеком, Христос претерпевает истинную смерть. Как обычно умирает человек? Душа разлучается с телом, и тело бездыханное погребается во гробе. Теперь это тело мертво — просто набор молекул. химических соединений, и ничего больше, никакой жизни. Христос умирает так же. Душа Христова покидает Его тело, и оно, бездыханное, погребается во гробе. Конечно, смерть не может быть сильно:
Бога, и мы знаем, что Христос воскресает.
Поэтому, когда Церковь говорит, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком, она говорит о том, что Бог ради спасения человека нисходит в такую пропасть, куда, логически рассуждая, невозможно спуститься Богу, оставаясь Богом.
Опираясь на строгую логику, невозможно представить себе, что Бог может стать человеком. Ведь есть свойства совместимые (например, можно быть горячим и красным), а есть свойства несовместимые (например, нельзя же быть одновременно горячим и холодным или красным и зеленым). Быть Богом и быть человеком — это логически несовместимо. Но у нас есть не только ум и логика, но есть еще и сердце, способное верить и вместить невместимое. Поэтому православные христиане верят в то, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком.